" "

" ".

. :+38(095)763-75-11
icq. : 418970481


!

, , , .

 

  • - 700 - :

- !

- " "!

/ /Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

ВХОДНЫЕ ВОРОТАЧуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Он располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв., после гибели соседнего Кыз-Кермена. По свидетельству арабского географа XIV В. Абульфеды, в XIII в. в Чуфут-Кале жили аланы – самое могущественное из позднесарматских племён иранского происхождения.

СРЕДНЯЯ ОБОРОН?ТЕЛЬНАЯ СТЕНА

Аланы стали проникать в Крым со II в. н.э., в III – IV вв. их было здесь уже значительное количество. Обосновавшись в горном Крыму, они приняли христианство. Занимались аланы земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось за стенами крепости и тоже участвовало в её обороне.

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬРанняя история Чуфут-Кале изучена недостаточно. Более ясной она становится с конца XIII в., когда войска бея Яшлавского из орд темника золотой орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – инсценировали большую атаку, продолжая бить в барабаны, отдавать команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда бдительность защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и ворвались в крепость. Мужчин-воинов нападавшие истребили, остальную часть населения обратили в рабство…

 

МАВЗОЛЕЙ ДЖАНЫКЕ ХАНЫМ - ДОЧЕР? ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА ТОХТАМЫША 1437 ГОД Захватив город, татары разместили в нём свой гарнизон и назвали его по-своему – Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установленно.

На рубеже XIV и XV, впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укреплённую резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надёжным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.

ВХОДВ конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467 – 1515 гг.) заключил договор с московским князем ?ваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось и значение Кырк-Ора как крепости упало. Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай, а старый город стал своеобразной цитаделью при Бахчисарае и местом заточения знатных пленников. Бедняков же, которые откупиться не могли, продавали в рабство в Кафе – главном центре работорговли на полуострове.

В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился Литовский посол Лез, в 1648 г. – польский гетьман Потоцкий. Подобной же участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1752 г. здесь сидел любимец ?вана Грозного Василий Грязной, три года томился в застенках русский посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.); посланный в Крым для заключения мирного договора. Такая же участь постигла уже в XVII в. князя Ромодановского – видного политического деятеля при Петре I.

 

ПЕЩЕРЫ КРЁСТНОГО РВАСамые тяжкие испытания здесь выпали на долю воеводы Василия Борисовича Шерементьева, любимца царя Алексея Михайловича, взятого в плен в битве под Чудновом и тайного перевезённого в Бахчисарай. В своём письме к русскому царю, он писал:

"Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден".

 

Шерементьев просидел в темнице более двадцати лет, а вышедши из неё через полгода скончался.

КАРА?МСК?Е КЕНАСЫС середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор, там остаются только караимы. Татары считали их евреями, и стали называть Кырк-Ор Чуфут-Кале, что означает "Еврейская крепость".

Караимы являются потомками древних тюркских племён, входивших в состав Хазарского каганата в VIII – X в. Они переняли от иудейской религии вероучение караимизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово "караим" стало этнонимом – названием народности.

 

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой (караимский язык относится к кипчакской подгруппе тюркских языков). Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее зажиточных лавки находились в Бахчисарае.

После включения Крыма в состав России, караимы объявили себя её приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предоставило им ряд льгот, в том числе и возможность расселяться по всей территории России.

ГЛАВНЫЕ ВОРОТА КРЕПОСТ?

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали его плато с суровыми условиями бытия и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. Вот, что писал о мёртвом городе путеводитель конца XIX в.:

"Вряд ли ещё где найдётся город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей…".

 

 

 
ВХОДНЫЕ ВОРОТА ВХОД
...  
 
МАВЗОЛЕЙ ДЖАНЫКЕ ХАНЫМ - ДОЧЕР? ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА ТОХТАМЫША 1437 ГОД СРЕДНЯЯ ОБОРОН?ТЕЛЬНАЯ СТЕНА
МАВЗОЛЕЙ ДЖАНЫКЕ ХАНЫМ - ДОЧЕР? ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА ТОХТАМЫША 1437 ГОД СРЕДНЯЯ ОБОРОН?ТЕЛЬНАЯ СТЕНА
 
КАРА?МСК?Е КЕНАСЫ КАРА?МСК?Е КЕНАСЫ (В?Д ВНУТР?)
КАРА?МСК?Е КЕНАСЫ КАРА?МСК?Е КЕНАСЫ (В?Д ВНУТР?)
 
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ ВХОД В БЫВШУЮ КЕЛЬЮ
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ ВХОД В БЫВШУЮ КЕЛЬЮ

   

. , .
" "
. , 32, . 304, . , , , 95017
: - 09:00-18:00
:

392344 14.03.08, 467387 26.06.09