" "

" ".

. :+38(095)763-75-11
icq. : 418970481


!

, , , .

 

  • - 700 - :

- !

- " "!

/ /Дворец "Харакс"

Дворец "Харакс"

  vspace=Дворец в Хараксе может справедливо считаться одним из лучших произведений зодчества России начала XX в., а поэтому имя его архитектора Николая Петровича Краснова должно быть поставлено в один ряд с выдающимися архитекторами того времени.

В 1904 году архитектор Николай Петрович Краснов получил приглашение от Великого князя Георгия Михайловича сделать проект и возглавить строительство комплекса дворцовых зданий на принадлежавшем ему участке земли по соседству с "Ай-Тодором", имением его брата, в.кн.Александра Михайловича. Своему владению Георгий Михайлович дал звучное название "Харакс" в честь древней римской крепости, стоявшей когда-то на мысе Ай-Тодор.

 К этому времени архитектору исполнилось уже 40 лет, он находился в расцвете своего таланта. Созданные им дворец и церковь в Хараксе по праву можно считать одними из лучших произведений зодчества России начала XX века: они привлекают своей оригинальностью, цельностью и безукоризненностью исполнения.

 Проектом Краснова предусматривалось строительство дворца на 46 комнат, церкви, часовни, свитского дома, кухни, конюшни, оранжереи, дома садовника, устройство парка и сада, водопровода и канализации, а несколько позже гаража, дома для шофера и склада горючего.

 Всем, кто бывал на территории южнобережного санатория "Днепр", занимающего сейчас большую часть Харакса, трудно, конечно, представить, что в начале века на месте прелестного маленького дворца и тенистого парка с аллеями из высоких деревьев ценных пород, цветниками и сохранившимися еще кое-где фонтанами и беседками, была каменистая безводная местность с можжевеловым редколесьем.

 ?з-за отсутствия источников воды на некоторое время пришлось отложить начало строительных работ: к ним приступили в марте 1905 года, когда гаспринские татары сдали в аренду источник "Хачамалар", а на территории самого имения были открыты несколько мелких.

 

  vspace=По собственному определению Краснова, дворец "исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".

 При его проектировании зодчий ближе всего подошел к т.н. "рационалистической" архитектуре позднего модерна, для которой характерно сочетание простоты и целесообразности. Декоративные элементы почти отсутствуют, они уступают место элегантности и изяществу форм и пропорций здания, ажурности оконных переплетов и эффектному цветовому контрасту красной черепичной крыши и серого камня стен.

 Как и в Дюльбере, каждый фасад, сохраняя единый архитектурный стиль, настолько своеобразен и отличен от других, что полное художественное восприятие здания может быть достигнуто только при обозрении его с разных ракурсов.

 Все жилые и хозяйственные постройки в имении, выдержанные в том же стиле, создавали вид современной уютной шотландской деревушки, живописно раскинувшейся на склоне скалистого мыса. В интерьерах комнат такое же впечатление оставляли мебель от английской Фирмы Хэмптон, английское серебро и посуда, обивочные ткани и обои, выдержанные в модной цветовой гамме.

 Среди подрядчиков, принимавших участие в строительстве Харакса, можно обнаружить фамилии тех, кто затем в 1910-11гг. столь же успешно проявил себя в царской Ливадии: это каменщик Пасхалиди, плотник Канащенков, мастера кузнечных и слесарных работ Нерфильев и Менье, мраморщик Фирис, художник Славцов и др.

 

   vspace=При создании парка в великокняжеском имении вновь проявился талант Н.П.Краснова как ландшафтного архитектора. Сообразуясь с условиями местности, расположением композиционного центра усадьбы - дворца или виллы, вкусами заказчика, он каждый раз по-новому подходил к проектированию основных элементов парка. Удивляет знание Красновым флоры Средиземноморья - он прекрасно разбирался в самых различных растениях, называя их, как правило, по-латыни.. В письмах к Георгию Михайловичу Краснов объясняет, почему он помещает тот или иной вид растения перед фасадами зданий, при оформлении аллей, площадок, подпорных стен и шоссейной дороги, как подобранные им сочетания цветников, кустарников и деревьев будут смотреться через год или 75 лет спустя.Тщательно продумывает он и архитектуру малых форм — бассейн, фонтаны, ограды.

   vspace=Особое внимание привлекает описание широкой каменной лестницы, поднимающейся от моря к площадке перед дворцом. Видимо, по замыслу архитектора она несла большую идейную нагрузку: преодолев подъем наверх, человек оказывался перед прекрасной статуей "Слава в Вышних Богу", находившейся в нише подпорной стены, - коленопреклоненная женщина обращается с молитвой к Творцу. Лестница скрывалась в тени деревьев не традиционных для аллейных посадок, а красиво цветущих, трехярусной стрижки груш.

 

  vspace=

?з архитектуры малых форм самой интересной является, конечно, сохранившаяся до сих пор т.н. "античная" беседка, основу которой составили колонны и антаблемент из атриума разрушенного пожаром в 1881 году дворца в Ореанде, построенного для супруги Николая I, императрицы Александры Федоровны. В одном из писем матери Николай II сообщал ей, что подарил их Георгию Михайловичу для украшения парка в Хараксе.

Русская художественная общественность высоко оценила дворец в Хараксе, оценил его и царствующий племянник в. кн. Георгия Михайловича. После посещения в сентябре 1909 г. имения "Харакс" Николай II записал в дневнике: "В 2 1/2 поехали в имение Георгия и Минни(В. кн. Мария Георгиевна, супруга Георгия Михайловича - прим.автора). Осматривал их дом, сад, маленькую церковь, помещение для свиты. Все красиво, просто, устроено со вкусом".

   

. , .
" "
. , 32, . 304, . , , , 95017
: - 09:00-18:00
:

392344 14.03.08, 467387 26.06.09